Максим ГОРСКИЙ: «Считаю важным повышать юридическую грамотность населения»

- Ещё будучи студентом, я принимал активное участие в общественной деятельности

Продолжаем знакомиться с членами Общественной палаты Воронежской области четвёртого состава! 

Член Общественной палаты Воронежской области Максим Горский с красным дипломом окончил юридический факультет ВГУ, поступил в аспирантуру, успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата юридических наук и даже вошёл в состав аппарата Воронежского регионального отделения ООО «Ассоциация юристов России». В Общественной палате Максим Вадимович является членом двух её комиссий: комиссии по общественному контролю за реализацией нацпроектов и взаимодействию с общественными советами и комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия. Общественной деятельности М. Горский уделяет большое внимание, старается и в этой составляющей своей жизни применить имеющиеся у него глубокие знания. Каким направлениям отдаёт предпочтение и всегда ли оправдываются ожидания, Максим Вадимович рассказал в актуальном интервью.- Максим Вадимович, как давно Вы занимаетесь общественной деятельностью и почему?

- Ещё будучи студентом, я принимал активное участие в общественной деятельности. Поступив в аспирантуру, всерьёз увлёкся наукой. Особенностью нашей юридической науки является тесная взаимосвязь с законотворческой деятельностью. Работая над кандидатской диссертацией, последующими научными проектами, я принимал активное участие в общественном обсуждении многих законопроектов в области судопроизводства, защиты прав потерпевших и в других направлениях. С этого и началось моё участие в общественной деятельности. А став членом Ассоциации юристов России, я принялся активно реализовывать общественно-полезные проекты, например, по оказанию бесплатной юридической помощи населению.   

- Вы принимаете личное участие в организации проведения дней оказания бесплатной юридической помощи населению в Воронежской области. Как часто они проводятся, с каким результатом и будет ли продолжение?

- Оказание бесплатной юридической помощи социально незащищённым гражданам Воронежской области является одним из постоянно действующих проектов регионального отделения АЮР в рамках реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Членами регионального отделения являются юристы из разных сфер. Они представляют многие органы и организации, например, Минюст, Росреестр, МФЦ, адвокатуру, нотариат, частные юридические организации и др. Ассоциация юристов координирует работу этих органов по оказанию бесплатной помощи населению. Для этого во многих районах области созданы местные ячейки ассоциации. Кроме этого мы тесно взаимодействуем с Уполномоченным по правам человека в Воронежской области и Уполномоченным по правам ребёнка, которые тоже являются активными членами нашего регионального отделения. Каждую последнюю пятницу квартала ассоциацией по всей России проводится Единый день оказания юридической помощи, график пунктов приёма размещается на нашем сайте. Проводятся и тематические дни юрпомощи, приуроченные, например, ко Дню инвалида, Дню защиты детей и так далее. Также по соглашению с Воронежским государственным университетом создана юридическая клиника, в которую отбираются лучшие студенты-юристы, оказывающие юридическую помощь под контролем преподавателей.   

- Один из реализуемых Вами проектов - медиативная клиника юридического факультета ВГУ и АЮР. Расскажите об этом подробнее…

- Не всегда возникший спор возможно разрешить традиционными юридическими средствами. Даже если вынесено решение суда, на практике часто возникают проблемы с его исполнением. Урегулирование споров посредством процедуры медиации является наиболее эффективным и даёт возможность разрешить конфликт в досудебном порядке, что позволяет избежать судебных расходов и сохранить доброжелательные отношения между сторонами. По сути медиатор выступает в роли незаинтересованного посредника между ними. Используя не столько юридические, сколько психологические средства, он помогает найти устраивающий всех выход из сложившейся ситуации. Созданный нами несколько лет назад проект «Медиативная клиника» позволяет сделать процедуру медиации более доступной гражданам, так как услуги оказываются на безвозмездной основе. Процедуру медиации проводят прошедшие специальное обучение студенты-медиаторы под  руководством профессиональных медиаторов – преподавателей  юридического факультета ВГУ. Данный проект был признан одним из лучших проектов региональных отделений АЮР за 2017-2020 годы и был удостоен грантовой поддержки.  

Совсем недавно Вы провели обучающий семинар для специалистов районных администраций на тему «Медиативные технологии в работе с молодёжью». Насколько это важно и какие из районов области успешно применяют процедуру медиации на практике? 

- Если изначально процедура медиации касалась в основном только гражданско-правовых споров, то в настоящее время сфера возможностей её применения сильно расширяется. Благодаря нашим усилиям и помощи коллег из Центра правовых инноваций и примирительных процедур ВГУ, которые одними из первых в нашей стране стали внедрять процедуру медиации и готовить медиаторов, данный вид деятельности стал использоваться и при разрешении семейных споров, конфликтов в молодёжной среде, была создана так называемая «школьная медиация». Уже несколько лет мы активно участвуем в общественном обсуждении законопроектов, связанных с внесением изменений в уголовно-процессуальное законодательство, касающихся внедрения процедуры медиации в уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних. К сожалению, в некоторых районах медиативные службы созданы формально, люди недостаточно осведомлены о возможностях разрешения конфликтов данными способами. Проведённый нами обучающий семинар для специалистов по работе с молодёжью муниципальных районов Воронежской области был направлен на обоснование целесообразности и эффективности использования инструментов и технологий медиации в разрешении молодёжных конфликтов. Теоретическая часть обучения включала лекции об особенностях проведения процедуры медиации, участники прослушали вводный курс по законодательству о медиации, изучили принципы и правила её проведения. Практическая часть включала мастер-класс «Процедура медиации».   

- В этом году в четвёртый раз проходил Всероссийский правовой (юридический) диктант. Расскажите с какой целью он проводится и кто в нём может поучаствовать?

- Начиная с 2017 года, Ассоциация юристов России организует юридический диктант, приуроченный к празднованию 3 декабря Дня юриста. Диктант рассчитан на граждан в возрасте от 14 лет. По завершении теста каждый участник получает сертификат о прохождении диктанта с персональным результатом, а также доступ к информационным материалам по допущенным ошибкам. Как правило, активное участие в диктанте принимают учебные заведения высшего и средне-специального образования. Большую помощь в организации нам оказывает Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области. В этом году диктант проходил с 3 по 12 декабря только в онлайн-режиме на сайте юрдиктант.рф. И, несмотря на все сложности 2020 года, количество участников в этот раз было рекордным и составило более 6 тысяч человек по Воронежской области и более 500 тысяч по всей стране. Считаю очень важным повышать юридическую грамотность и правовую культуру населения. А для того чтобы рационально достигнуть этой цели, необходимо получить объективные данные о степени правовой грамотности жителей нашей страны, учитывая возрастную и социальную структуру. Это является основной целью юридического диктанта.  

В конце ушедшего года Вы приняли участие в заседании «круглого стола», инициированного комиссией по развитию высшего образования и науки Общественной палаты Российской Федерации и посвящённого языку законодательных актов. К какому мнению пришли участники важного разговора и какие решения были приняты?

- В рамках заседания круглого стола "О языке законов, их понятности и сложности" обсуждалась необходимость привлечения внимания к проблеме возрастающей сложности языка законодательных актов. Были представлены конкретные данные о динамике усложнения законодательных актов в России с 1991 по 2019 год. Основными причинами сложности языка законов является не только использование некорректных лингвистических конструкций, но и низкая юридическая техника законодательных предписаний. Были приведены примеры, когда одно предложение в статье закона состояло из множества различных причастных оборотов и насчитывало более сотни слов. После обсуждения затронутых проблем, в котором приняли участие представители Госдумы ФС РФ, Министерства юстиции РФ, а также члены региональных общественных палат, были сформированы конкретные рекомендации.   

- Спасибо, Максим Вадимович, за содержательную беседу.

- Позвольте мне в её завершение поздравить всех жителей нашего региона с наступившим Новым 2021-м годом и пожелать здоровья и благополучия!   

Интервью вела

Юлия Мирошниченко.    

ИНТЕРВЬЮ

Александр ЛУНГУ: «Работа по противодействию коррупции должна проводиться с участием гражданских активистов»

Общественная деятельность - это внутренняя потребность гражданина сделать жизнь вокруг лучше, инициировать изменения и исправить нарушенный баланс

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТОВ

Об утверждении Порядка создания и функционирования туристско-рекреационных кластеров Воронежской области

Проект постановления правительства Воронежской области "Об утверждении Порядка создания и функционирования туристско-рекреационных кластеров Воронежской области"