Наталия КИРЕЧЕНКОВА: «Перед современной школой стоят новые вызовы»

Наталия КИРЕЧЕНКОВА: «Перед современной школой стоят новые вызовы»

ПРИЯТНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ!

Создатель и директор АНО «Молодёжный институт социальных программ», координатор образовательных проектов ВРОДО «Искра» Наталия Киреченкова в четвёртом составе Общественной палаты Воронежской области возглавляет комиссию по образованию и молодёжной политике. В третьем составе Палаты она тоже была председателем этой комиссии. А всё потому, что у Наталии Сергеевны за плечами многолетняя педагогическая и общественная деятельность. Сегодня Н. Киреченкова — эксперт по вопросам образования при губернаторе, сопредседатель ОНФ, член общественного совета Воронежской области по внедрению национального проекта «Образование», руководитель проектной комиссии Большого совета СО НКО Воронежской области, член наблюдательного совета МАУМ «ЦДО «Перемена», член городского и областного экспертных советов по оценке социальных проектов молодёжи в рамках городского и областного конкурса проектов, член Общественного совета при Департаменте образования, науки и молодёжной политики.

В интервью Наталия Сергеевна рассказала, каким должно стать российское образование уже в самом ближайшем будущем и почему. А ещё у Н. Киреченковой есть хорошая мечта…

 

 — Наталия Сергеевна, 21 год Вы проработали в школе №62, прошли путь от воспитателя группы продлённого дня до заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Какими были эти годы, что позволили понять?

 — Я пришла работать в школу в 1985 году после окончания факультета ПММ ВГУ. Обучение на этом факультете не предполагало работу в школе, но к этому моменту желание быть учителем созрело полностью. И я пришла в районо с просьбой отправить меня работать в школу на любую должность. В 62-й школе была вакансия воспитателя группы продлённого дня. А через год мне предложили вести математику в трёх пятых классах и быть классным руководителем. Ещё через 2 года меня назначили заместителем директора по УВР. В 90-е годы работа в школе была настоящим удовольствием. Прежде всего, потому что можно было делать то, что хочешь и в организации процесса изучения предмета, и в классном руководстве. Было минимум бумажной отчётности, была возможность идти за классом при определении темпа изучения материала по предмету, были уникальные возможности организации воспитательной работы со своим классом. Ещё в 2003 году 21 пятиклассник из класса, где я была тогда классным руководителем, на неделю выезжал в палаточный лагерь, где сами готовили себе еду на костре, 3 раза в день купались в реке. А ещё учились быть настоящей командой, разрешать конфликты, придумывать и проводить игры, разрабатывать и реализовывать социальные проекты – воспитывать лидера в себе. Всё это позволило понять, что жизнь – это пространство возможностей. И либо ты их используешь, либо они ускользают.

 

— Уже очень много лет Вы принимаете участие в мониторинге и оценке образовательных и социальных проектов. Какие из них можете выделить как самые успешные и перспективные?

 — Здесь есть несколько критериев, по которым я выделяю интересные проекты. Один из критериев – это развитие проекта, когда из небольшого проекта вырастает целое движение, например, проект Дмитрия Каюды «Турнир трёх наук», или рождается новая некоммерческая организация, например, Артём Кобляков, прежде, чем зарегистрировать ВРКПОО «Наша история», реализовал несколько социальных проектов, связанных с популяризацией истории нашей Родины, или когда из маленького фестиваля студенческого короткометражного кино, проведённого впервые в 2007 году, вырастает Международный  молодёжный фестиваль короткометражного кино и анимации «Новый горизонт». Ещё один критерий – это когда в результате реализации проекта есть реальная польза людям, а участники чувствуют свою значимость. Например, социальный проект «Автобусная остановка», когда школьники села Листопадовка сами построили хорошую кирпичную автобусную остановку, которой много лет пользовались жители села. А ещё меня радуют проекты, авторы которых предлагают нестандартные решения. Здесь можно назвать город Борисоглебск – кладезь молодёжных социальных проектов, решающих проблемы уникальными методами.

 

— Расскажите о Вашем опыте работы по развитию движения Общественно Активных Школ (ОАШ): что это вообще такое и какие результаты даёт это направление?

— В России это движение появилось в 1999 году. Его уникальность в том, что оно не было навязано «сверху», а росло и формировалось благодаря некоммерческим организациям и школам, его развивающим. Для того времени, когда школы были нищие во всех смыслах, движение ОАШ стало замечательным ресурсом для выживания и развития. ВРОДО «Искра» стала проводником этого движения в Воронежской области с 2000 года. Если кратко, то суть методики состоит в развитии в школе трёх направлений: «Партнёрство» (это сегодня кажется очевидным, что школа может выступать как равноправный партнёр, а 20 лет назад школа позиционировала себя как «проситель»), «Добровольчество» (реализации социальных проектов в местном сообществе, это то, что позволило возродить жизнь во многих деревнях и сёлах) и «Демократизация» (это о том, что все участники образовательного процесса несут ответственность за жизнь школы). А самое главное, школа реально становилась образовательным, культурным, событийным центром местного сообщества. В 2004-2007 годах опыт развития движения ОАШ мы транслировали в 6 регионах ЦФО и Поволжья.

 

— Вокруг национального проекта «Образование», в который должны внести коррективы по рекомендациям общественников, не утихают споры. Что именно планируется изменить, чтобы российское образование вышло на иной, более качественный уровень?

— Я не хочу расписывать составляющие национального проекта «Образование», эту информацию можно найти в Интернете. Всего в него включены 10 подразделов — федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профобразования), «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Каждый из них в своей мере работает на повышение качества российского образования. Для меня всегда самым важным в этой истории являются люди – те, кто работает в школах, системе профтехобразования, вузах. И пока кардинальным образом не изменится система подготовки учителей, управленцев в образовании, будет очень сложно эффективно использовать возможности, предоставляемые остальными проектами.

 

— Какие требования сегодня выдвигаются к современной школе и какие перемены должны произойти во всех образовательных организациях Воронежской области, чтобы им соответствовать?

 — Требований к школе, как всегда, выше крыши. На самом деле, большинство из них сформулированы во ФГОСах. Самая большая проблема, как мне видится, всегда в одном и том же – мы можем красиво описать, что должно быть, но при этом не знаем ответа на вопросы «как этого достичь?», «какие ресурсы для этого нужны?» и «где взять эти ресурсы?». И об этом можно говорить бесконечно. Например, одна из моделей, которая активно внедряется в образовании — модель «4К» – четыре характеристики человека, начинающиеся на букву «к»: критическое мышление; креативность; коммуникативные навыки; командность (умение работать в команде). Всё важно и правильно, но вот только учитель даже, если и подозревает через чего можно развивать данные навыки, будет работать на тот результат, который с него спрашивают – оценки ВПР и баллы на ЕГЭ. А это совсем про другое. И развитие субъектности обучающегося, и практико-ориентированность образования – хорошие посылы, но ответа на вопрос «как?» нет. Да и вряд ли возможно развитие вышеперечисленных навыков отдельно взятым учителем, для этого важна среда, в которой находится обучающийся. Для меня один из ответов на вопрос, что должно произойти в образовательных организациях, звучит так – каждая школа должна остановиться и ответить себе на вопросы «Какова наша миссия в современном мире? Какие вызовы бросает нам общество? Каким будет мир через 10 лет? Что на самом деле мы делаем для того, чтобы наши ученики смогли быть в этом мире счастливы и успешны? Чему нам надо учиться, чтобы соответствовать времени и миссии?». И это вопросы не только для педагогического коллектива, а и для учеников школы, и их родителей. И, если в каждой школе будут ценности, разделяемые всеми участниками образовательного процесса, принципы, на которых строится деятельность, то это даст возможность всем чувствовать себя частью большой команды. А настоящая команда может всё!

  

— Как Вы относитесь к дистанционному обучению? Оправданы ли опасения родителей, школьников и студентов насчёт предполагаемого полного перехода на этот формат обучения?

— К дистанционному обучению я отношусь как к замечательной возможности для детей, чьи родители смогли помочь им развить навык самоорганизации и сохранить стремление к развитию, максимально использовать высвобождающийся ресурс времени. Считаю, что в городе Воронеже необходимо создать школу, которая предоставляла бы качественные возможности для дистанционного обучения всем желающим. В Москве, например, есть целый ряд школ со своей электронной платформой, разработанной системой сопровождения детей, обучающихся дистанционно. В течение самоизоляции кроме целого ряда проблем, с которыми столкнулись и дети, и родители, и учителя при организации дистанционного обучения ко мне обратилось более трёх десятков семей с вопросом «как можно оставить ребёнка на дистанционном обучении?». Такой формат для ребёнка оказался более комфортен, и повысилась эффективность занятий. А опасения родителей школьников насчёт полного перехода на дистанционный формат обучения , на мой взгляд, совершенно не оправданы. Абсолютное большинство современных детей у нас в стране не готовы к самостоятельной организации обучения, образовательная система показала свою неспособность справиться с организацией дистанта. Кроме того, школьный возраст – это пора развития социального взаимодействия. Никто не собирается делать школьное образование дистанционным, но принять закон, регулирующий этот формат, необходимо.

 

 — У Вас есть мечта?

 — С 1 сентября 2021 года хочу открыть свою маленькую школу в центре города. Приглашаю к проектированию её концепции всех желающих: учителей, родителей, старшеклассников. Пишите мне в Ватсапе и Телеграме, номер 89518790374.

 

— Ваши рекомендации участникам образовательного процесса…

 — Отвечу строками поэта Александра Галича:

 

«Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,

Не бойтесь мора и глада,

А бойтесь единственно только того,

Кто скажет: «Я знаю, как надо!»

Кто скажет: «Идите, люди, за мной,

Я вас научу, как надо!»…

 

— Спасибо большое, Наталия Сергеевна, за такую познавательную и содержательную беседу. Желаем Вам, чтобы Ваша мечта непременно стала реальностью!

 

 Интервью вела

Юлия Мирошниченко.

ИНТЕРВЬЮ

Анатолий МОРДАСОВ: «Цель в жизни каждый определяет для себя сам»

Современный мир - это мир больших возможностей для самореализации, но есть в нём и псевдовозможности, которые важно и нужно вовремя распознать, чтобы не сбиться с пути

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТОВ

Об утверждении Порядка создания и функционирования туристско-рекреационных кластеров Воронежской области

Проект постановления правительства Воронежской области "Об утверждении Порядка создания и функционирования туристско-рекреационных кластеров Воронежской области"