Галина ПЕРЕПЕЛИЦЫНА: «Вовлекать в добровольческую деятельность нужно как можно больше жителей региона»

Во все времена и исторические эпохи, на мой взгляд, приоритетная задача педагога заключалась в том, чтобы научить ребёнка учиться.

ПРИЯТНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ!

У руководителя Центра гражданской взаимопомощи ВИВТ (Воронежского института высоких технологий) Галины Перепелицыной большой опыт общественной работы. Как педагог со стажем она знает, насколько важен индивидуальный подход в вопросах воспитания и обучения детей и почему необходимо всемерно стремиться к развитию гражданского общества. Поэтому неслучайно в действующем составе Общественной палаты Воронежской области Галина Александровна является заместителем председателя комиссии по образованию и молодёжной политике. Кроме того, она входит в состав ещё двух комиссий: комиссии по экологии и комиссии по экономическому развитию региона и благоприятной среды. В нашей беседе мы поговорили о разном: о том, каким бывает и каким должно быть волонтёрство, о качестве социальных услуг и о приоритетах для подрастающего поколения.

 

- Галина Александровна, наше интервью прежде всего посвящено знакомству с Вами, как с неравнодушным, деятельным и опытным человеком. О каком периоде своей жизни Вы вспоминаете с улыбкой и гордостью?

- Давно поняла, что жить нужно, наслаждаясь каждым мгновением, находя в любой ситуации положительные моменты и извлекая из неё жизненные уроки. Счастливое безмятежное детство, чудесные школьные годы, весёлые студенческие дни – всё это создало фундамент для моего становления как активного человека, осознающего своё предназначение в этом мире. Сегодня с улыбкой и гордостью вспоминается весна 2020 года, когда режим самоизоляции разрушил привычный устойчивый мир общения с волонтёрами и пришлось этот мир «перенести» на просторы Интернета. Паника, неопределённость, беспокойство о том, что системная работа рухнет и процесс станет необратимым… В таком состоянии я находилась неделю, но на помощь пришли студенты, которые создали в мессенджере Discord наш волонтёрский канал. Мы стали в нём активно общаться онлайн и проводить встречи с нашими подопечными. Выстояли в этих непростых условиях благодаря командной работе!

 

- Почему Вы избрали для себя профессию педагога и как это помогло Вам в дальнейшем реализовать свой потенциал?

- Уверена в том, что у каждого человека в этой жизни есть своя миссия. И как-то так сложилось, что, ещё будучи ребёнком, я созывала на дворовую площадку своих друзей, и мы начинали играть в «школу». Преподавателем, конечно, была я. Ну а в школьно-институтской жизни была и председателем совета отряда, и комсоргом, и председателем студсовета. Активная жизненная позиция только усиливала педагогическую деятельность. Благодарные ученики-студенты и их родители – это лучший результат выполнения своей миссии.

 

- Если говорить о подрастающем поколении, какие качества, ему присущие, Вы бы отметили со знаком плюс? Имеются ли пробелы в современном воспитании и обучении и в чём именно они выражаются?

- Современные молодые люди обладают глобальным мышлением, они умеют сопереживать и готовы «спасать весь мир», но при этом ценят себя и своё личное пространство. Они воспринимают Интернет серьёзно, используют социальные сети прагматично, а блоги и игры стали для них бизнесом. Они мобильны в восприятии культуры и толерантны к любым её проявлениям. Но подростковые проблемы у них всё те же, а вот ценности совершенно другие: юноши и девушки стремятся к роскошной, обеспеченной жизни, которая преподносится рекламой и молодёжными кумирами с опорой на все доступные средства и способы. Встреча с реальным миром разочаровывает, угнетает и подавляет неокрепшую психику ребят. Пандемия только усилила эту тенденцию, ограничив живое, человеческое, эмоциональное общение. Поэтому сегодня очень важно сделать так, чтобы у учителей и воспитателей была возможность и условия для преодоления негативных последствий карантинных мероприятий: как можно чаще следует встречаться с молодёжью, обсуждать те проблемы, которые волнуют ребят, и помогать выстраивать молодым людям их жизненную траекторию. Во все времена и исторические эпохи, на мой взгляд, приоритетная задача педагога заключалась в том, чтобы научить ребёнка учиться.

 

- Центр гражданской взаимопомощи Воронежской области, который Вы возглавляете, оказывает социальные услуги населению и пропагандирует волонтёрство. Расскажите о достижениях и трудностях в этой работе.  

- 25 февраля 2013 года на базе Воронежского института высоких технологий начал работать Центр гражданской взаимопомощи - негосударственная некоммерческая служба социальной помощи, которая специализируется на разработке и реализации социальных проектов, а также предоставлении адресных услуг гражданам силами специально подготовленных волонтёров. За время работы Центр посетило огромное количество людей, которые либо обращались за помощью или консультацией, либо записывались в ряды добровольцев. В ходе одной из таких встреч почётными волонтёрами ЦГВ стали заместитель председателя Государственной думы Федерального собрания РФ А.В. Гордеев, на тот момент занимавший пост губернатора Воронежской области, и Председатель Счётной палаты Российской Федерации А.Л. Кудрин, на тот момент занимавший пост председателя Комитета гражданских инициатив.Сегодня Центр гражданской взаимопомощи Воронеж – это:

          - оперативная команда из 150 добровольцев;

- консультационный центр по вопросам социального характера (свыше 15000 чел. уже обратились в ЦГВ);

- площадка для обучения в дистанционной школе по освоению программ «Волонтёр муниципального образования», «Инновационная проектная деятельность по оказанию социальных услуг населению», «Управление социальным инновационным проектированием» (уже прошли обучение свыше 2000 человек);

- участник «Большого Совета НКО Воронежской области»;

- член Ассоциации волонтёрских центров РФ, Ассоциации «зелёных» вузов России, Совета Международных Университетов (IUSRC) по гражданским инициативам и поисково-спасательным работам;

- организатор и участник свыше 5000 благотворительных мероприятий и акций;

- неоднократный лауреат областного конкурса «Доброволец года».

Деятельность Центра и разрабатываемые проекты были поддержаны и реализованы с участием региональных и федеральных грантооператоров: Правительства Воронежской области на субсидирование проектов для социально ориентированных НКО, Фонда президентских грантов. За эти годы завершилось оформление модели ЦГВ как ресурсно-коммуникационного, интеграционного и методического центра, который продолжает оказывать социальную помощь населению региона. ЦГВ активно участвует в реализации федеральных и региональных проектов, таких как: программа «СВОИ», «Университет Комитета гражданских инициатив», Национальная премия «Гражданская инициатива», Конгресс общественного развития Воронежской области. Партнёрами центра являются Правительство Воронежской области, Общественная палата Воронежской области, Ресурсный Центр по поддержке НКО Воронежской области, Воронежский институт высоких технологий, Колледж ВИВТ, Комитет гражданских инициатив, ВРОО «Центр экологической политики», благотворительный фонд «Столица милосердия», Воронежский областной литературный музей им. И. Никитина, Воронежское областное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Воронежское областное отделение Российского детского фонда. За этим фактами стоят живые люди: юноши и девушки, которые получили большой жизненный опыт, приобретя дополнительные компетенции к своей профессии; дети и пожилые люди, получившие необходимую помощь и поддержку. Ну, а трудности только делают нас сильнее, и в окружении молодых и ярких студентов они достаточно легко преодолеваются.

 

- По пятибалльной шкале какую оценку Вы поставили бы развитию добровольческого движения в Воронежской области на сегодняшний день и что нужно сделать, чтобы стать круглыми отличниками по этому социально значимому показателю?

- Добровольчество с каждым годом расширяет границы, вовлекая в свои ряды не только общественные организации и НКО, студенческие объединения и команды школьников, но и воспитанников детских садов и отдельных граждан. В регионе создана и достаточно успешно работает инфраструктура поддержки волонтёрских инициатив, добровольческие проекты также имеют и грантовую поддержку. На сегодняшний день в Воронежской области успешно развиваются практически все сферы волонтёрской деятельности, поэтому смело можно поставить твёрдую оценку «хорошо». Ну а отличниками в данном виде деятельности мы сможем считать себя только тогда, когда для каждого нашего земляка добровольчество станет жизненной необходимостью.

 

- Расскажите, над чем усиленно работает комиссия по образованию и молодёжной политике ОП ВО с начала этого года? Имеются ли приоритетные задачи и цели и какие именно?  

- Особое внимание в период пандемии уделялось контролю за организацией дистанционного обучения школьников. С начала нового учебного года члены комиссии принимают активное участие в проведении мониторинга качества горячего питания в общеобразовательных учреждениях, доступности спортивных площадок и сооружений. Нас волнуют проблемы, связанные с особенностями подростковой психологии (детский суицид, вовлечённость в деятельность деструктивных субкультур и прочее).  Приоритетной задачей мы считаем создание в нашем регионе благоприятных условий для получения качественного образования и возможности реализовать себя в различных сферах деятельности.

 

- Что особенно тревожит лично Вас, как педагога и активиста, в окружающей действительности и почему?

- Меня крайне беспокоит то, что молодое поколение очень активно пытаются втянуть в различные «политические игры»; то, что взрослые люди используют огромные деньги не для того, чтобы создать комфортные условия жизни для мальчишек и девчонок, а для решения своих амбициозных и очень неоднозначных задач; то, что вместо желания подумать, как решить проблемы  подросткового возраста, взрослые люди просто принимают запретительные меры; то, что родители не имеют возможности, да и порой – желания, на то, чтобы поговорить со своими детьми, почитать с ними книги, посмотреть вместе кинофильм… Каждая историческая эпоха, безусловно,  влияет на формирование человеческих  ценностей, но есть непреходящие ценности, которые и определяют стабильность общества. К сожалению, с их потерей мы можем скатиться на несколько ступеней назад и украдём у молодых людей безмятежное и счастливое настоящее, которое является определяющим для успешного будущего.

 

- Можно ли сказать, что в современном обществе есть идейное начало, и какая из идей способна объединять граждан разных возрастов и убеждений?

- Работа по созданию студенческого волонтёрского объединения подтвердила правильность мысли о том, что в нашей современной жизни добровольческая деятельность способна объединять разных людей. Период пандемии ещё раз доказал верность данной идеи. Да и добрые традиции тимуровского и скаутского движения, возродившиеся в современном обществе, об этом тоже свидетельствуют. Не надо изобретать колесо там, где оно уже давно и прочно вошло в нашу повседневную жизнь. И не надо выдумывать и «притягивать за уши» идею, если она уже давно была посеяна и дала свои ростки.

 

- Какие книги Вы советуете почитать молодёжи в первую очередь и что пожелаете всем жителям Воронежской области?

- Воспитать чувство ответственности у молодых людей помогает замечательная книга Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». «Собачье сердце» Михаила Булгакова заставляет задуматься о том, что у каждого в этом мире должно быть своё место: добрый пёс не сможет стать добрым человеком, даже после операционного вмешательства. И совершенно невозможно развить свою духовность без чтения произведений русских классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, А.И. Куприна, А.П. Чехова.

 

Интервью вела

Юлия Мирошниченко.

 

 

ИНТЕРВЬЮ

Елена АВДЕЕВА: «Мы стремимся помочь там, где дела обстоят хуже всего»

Многие воронежские общественники участвуют в различных советах и комиссиях, входят в ассоциации и союзы, ведут деятельность не только на областном, но и на федеральном уровне.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТОВ

Об утверждении Порядка создания и функционирования туристско-рекреационных кластеров Воронежской области

Проект постановления правительства Воронежской области "Об утверждении Порядка создания и функционирования туристско-рекреационных кластеров Воронежской области"