Общественная палата Воронежской области
Официальный сайт
г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12
+7 (473) 222-69-61
+7 (473) 222-69-62
opvo36@yandex.ru

Обсуждение новой модели аттестации педагогических кадров

Главная > Новости > Общественная палата Воронежской области > Обсуждение новой модели аттестации педагогических кадров

ВРО ООО ВПС, комиссия по образованию общественной палаты Воронежской области инициировали обсуждение новой модели аттестации педагогических кадров.

25 октября 2018 г. в Воронеже по инициативе ВРО ООО «Всероссийское педагогическое собрание», Общественной палаты Воронежской области на базе регионального исполкома партии «Единая Россия» состоялся круглый стол на тему: «Актуальные вопросы повышения профессионального мастерства педагогических работников в контексте национальной системы учительского роста».

Организаторами мероприятия стали ВРО ООО ВПС, комиссия по образованию и науке Общественной палаты, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области и Воронежское региональное отделение политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Минобрнауки России разработало план мероприятий («дорожную карту») по формированию и введению национальной системы учительского роста, в котором детально прописаны действия, направленные на то, чтобы «…обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций…».

Основанием для формирования единого подхода к оценке профессионализма учителя выступает профессиональный стандарт педагога, в том числе в части соответствия квалификационных категорий конкретному уровню и объему должностных обязанностей учителя. Новая система аттестации призвана строиться в соответствии с требованиями профстандарта педагога и ФГОС общего образования на основе результатов, полученных педагогомв испытаниях поединым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ).

Участники круглого стола обсудили проект положения новой модели аттестации учителей,первые результаты апробацииЕФОМв 19 регионах страны, в ней на добровольной основе приняли участие 619 учителей из 104 общеобразовательных учреждений, в т.ч. и участвующие в круглом столеБоброва М.В. из Новоусманской СОШ №3 и Прибыткова И.С., учитель СОШ №72 им. Ю.В. Лукьянчикова.

Никитченко Л.В., руководитель консультативного Совета общественных объединений при региональном отделении ОПП «Единая Россия», отметила значимость уровня профессионализма педагога для повышения качества образования и необходимости доверия учителю, заявив, что консультативный совет стремится вносить свою лепту в реализацию партийных проектов в области образования. В частности, в рамках партпроекта «Новая школа» пристальное внимание уделяется развитию образовательного комплекса, реализации программ, направленных на повышение статуса педагога и воспитателя, престижа педагогической профессии.

Проректор ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования» Шпыг Ю.В. раскрыла сущность модели аттестации учителей на основе использования ЕФОМ, подчеркнула, что данная модель разработана в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования и с учетом мнения выпускников общеобразовательных организаций. Она предполагает необходимость уровневой оценки сформированности профессиональных компетенций педагога (предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных), а также направлена на создание условий для карьерного роста учителя (учитель-методист и учитель-наставник).

Чуев С.А.
, заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, подчеркнул необходимость учета замечаний к существующей системе аттестации и перехода к новой модели только после гармонизации законодательства России в области образования (сегодня в ряде актов наблюдаются разночтения в правовых нормах), учёта особенностей региональных систем образования (ресурсы, кадры, качество, условия, нагрузка и т.п.) с достаточным периодом апробации при широком привлечении педагогического сообщества и ассоциацийк обсуждению итогов апробации.

Подколзин В.В., председатель общественного совета при департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области, подчеркнул необходимость освещения СМИ проведения апробации ЕФОМов, более ранней профориентации школьников на педагогические профессии (опыт педагогических классов в 80-90-е годы), совместной работы с общественными организациями в образовании.

Махинин А.Н., руководитель исполнительного комитета ВРО ОО ВПС, отметил, что общественно-профессиональное обсуждение новой модели аттестации, которое было организовано впервые в Воронежской области, должно найти свое продолжение через участие всех заинтересованных в том, чтобы оставить свои мнения, предложения и дополнения в проект резолюции на сайте ЕФОМ.РФ. Именно в результате подобного обсуждения должны появиться рекомендации.

Дорохова Л.Н.,из обкома профсоюза работников народного образования, подчеркнула готовность молодых учителей к изменениям в содержании и порядке аттестации и осторожное, порой напряженное отношение педагогов с большим стажем к этому вопросу.

Кравцова Н.Г., Пушкина С.В. — учителя гимназий №2 и 10 г. Воронежа, обратили внимание на риски «грядущего» порядка аттестации: растущее морально-психологическое и физическое напряжение и «выгорание» педагогов (поток реформ и изменений, рост объемов работы и поручений, расходов в семьях педагогов и неадекватный им незначительный рост заработной платы), готовность покинуть профессию не только опытными, но и начинающими педагогами, снижение числа граждански активных педагогов (экспертов, волонтёров, классных руководителей, членов общественных организаций, советов, работающих в образовании -от детского сада до региона — сегодня ), работающих не только на себя, а на общество и государство бесплатно.

Корнилова Н.О., Аннинская СОШ №1, Минаков В.В., СОШ№1 и Хуторецкий М.Э., СОШ №28 г. Воронежа – руководители школ, высказали озабоченность фактическим отсутствием роли педагогических коллективов школ, региона в предлагаемой моделью процедуре аттестации, ростом непокрываемых государством расходов на проведение ЕФОМ, отвлечением педагогических и руководящих работников образовательных организаций от работы с учащимися.

Руководители координационного совета молодых учителей Воронежской области Минаков Р.Н. – Бобровская СОШ №2, Пышнограев С.В. – СОШ№99 г. Воронежа, предложили не спешить с введением новой модели аттестации, отложить на 3-5 лет, за это время осуществить широкое информационное обеспечение педагогических работников о специфике новой формы аттестации; проработать методические материалы оценивания элементов аттестации: видеоурока, сведения от выпускников/обучающихся об аттестуемом педагоге, содержания ЕФОМовпо предметным областям «Математика и информатика» и «История и обществознание» (учесть разнообразие составных компонентов данных предметов); рассмотреть целесообразность использования видеозаписи урока в силу её технологической сложности и возможной субъективности оценивания; с осторожностью отнестись к идее сертификации выпускников педагогических вузов по следующим причинам: низкое количество выпускников, идущих работать в систему образования может быть сокращено ещё больше, сертификация в заявленном виде ставит под вопрос эффективность работы педагогических вузов в целом (возможно использование материалов ЕФОМ только для выявления дефицитов в подготовке выпускников ВУЗов и СУЗов, изъявивших желание работать в школе на этапе сдачи госэкзаменов).

Картавцева О.А., зампред Совета регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», член общественной палаты, подвела итоги круглого стола: вместе мы можем добиться хороших результатов в экспертной оценке материалов новой модели аттестации педагогов, способствующей учительскому росту; необходимо перевести разговор на площадки в образовательные организации, муниципалитеты. Призвала муниципальные общественные палаты, райкомы профсоюзов и партий, общественные советы, действующие в системе образования области к организации и проведении слушаний. В 2020 году новая модель аттестации должна стать обязательной для всех, поэтому результаты, которые даст грядущее обсуждение, очень важны.

Диалог единомышленников, обмен конструктивным опытом, обсуждение одной из актуальных проблем современного педагогического сообщества позволяет сформулировать рекомендации по содержанию и технологии реализации предлагаемой модели аттестации и представить их на обсуждение на Всероссийской конференции от Воронежской области (ноябрь 2018г.).


Рассказать в соцсетях: