Общественная палата Воронежской области
Официальный сайт
г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12
+7 (473) 222-69-61
+7 (473) 222-69-62
opvo36@yandex.ru

Епископ Россошанский и Острогожский Андрей (председатель комиссии по нравственности и духовному воспитанию)

Главная > Интервью > Епископ Россошанский и Острогожский Андрей (председатель комиссии по нравственности и духовному воспитанию)
admin-ajax

— При Общественной палате Воронежской области создана комиссия по нравственности и духовному  воспитанию. Как председатель комиссии, какие приоритеты вы видите в  работе своей комиссии?

— Комиссия при областной Общественной палате работает с первого созыва, только немного по-другому называлась. Прежде, в областной комиссии велось наблюдение за соблюдением закона о свободе совести. Нынешний  состав палаты сформировал новый состав комиссии и название, которое полнее отвечает запросам времени и возможностям, которые позволяют более полно сотрудничать с профильными комиссиями Общественной палаты, общественными организациями, чтобы объединить усилия в  оздоровлении нравственного состояния общества. В этом и есть приоритетная, главная задача комиссии, объединить усилия и государственных, и общественных институтов в реализации нравственного и духовного оздоровления нашего общества.

— Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал, что в России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. В связи с этим как вы видите работу комиссии в этом направлении?

— Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и общества в целом как раз и состоит в том, чтобы пробудить патриотическое чувство любви к своей Родине, своей земле, народу, своим традициям. Это направление нашей работы согласовывается с той линией, которую выбирает для развития, консолидации здравых сил нашего общества, в нашей стране наш президент. Когда создаются патриотические молодёжные клубы, проводящие различные экологические лагеря, где в соприкосновении с природой, рассматривается история или молодые люди ведут исследования биографий людей, событий в той или иной местности, где такие лагеря формируются. Изучается духовное богатство нашего народа (это литература, живопись, архитектура), когда мы говорим о различных подвигах героев или о целых городах, поселениях в нашем регионе или в стране, как раз всё это и является предметом духовно-нравственного и патриотического воспитания. И очень важно, чтобы для укрепления нравственности, духовной основы понимания жизни, без которой невозможно быть добропорядочным ответственным гражданином, любящим свою родину, свою семью, традиции, объединялось как можно больше добрых здравых сил.

— То есть можно сказать, что и патриотическое воспитание, и духовное воспитание пересекаются?

-Конечно, эти линии в воспитании пересекаются. Они не идут параллельно сами по себе. Это взаимная работа. Очень много вещей, которые в духовно-нравственном воспитании можно отнести и к патриотическому.

— Спасибо. Следующий вопрос: большое количество компьютерных игр и социальных сетей приводит к тому, что человек становится психологически зависимым от создаваемого перед ним компьютерного мира, начинает проживать свою реальность, жить в ином мире, где всё подчиняется его личным законам и правилам. Как вы считаете, насколько эта проблема влияет на духовное развитие общества и подрастающего поколения? Какие видите пути выхода из этой ситуации? Как отвлечь молодёжь от виртуального мира, вернуть в реальность?

— Каким образом воздействуют эти игры и технологии, связанные с глобальной сетью на нынешнее подрастающее поколение, на молодёжь, в том числе, на взрослых людей, зависит от тех, кто их разрабатывает для нас. Предлагая ту или иную форму развлечения, досуга или развивающих программ, создатели всего этого должны разъяснять пользователям конечные результат того, с чем они соприкасаются. Как правило, сейчас происходит следующее. Есть предложение, есть втягивание людей в эти процессы, но нет никакого предупреждения и помощи тем, кто попадает в зависимость от компьютерных игр или в целом от социальных сетей. И получается, что то, что создавалось, чтобы приносить человеку пользу, на самом деле начинают приносить вред. Да, необходимо как-то отвлечься, получить отдохновение, либо наоборот, для интеллектуального развития или учёбы использовать глобальные сети, или для того, чтобы восстановить с кем-то общение, найти друзей, поддержать кого-то и т.д. Но мы видим, что происходят страшные вещи. Люди стесняются или видят абсурдным явление исповеди в их жизни, где они общаются, беседуют один на один со священником, чтобы помочь своей душе в духовном развитии, но они не стесняются все свое сокровенное  выкладывать в социальных сетях и делать это предметом обозрения и обсуждения многих. Что это? Проявление тщеславия или проявление внутренней развращённости, которая человека ни перед чем не останавливает: ни перед судом людей, ни перед тем, что он соблазнит кого-то и привнесёт беспокойство в чью-то жизнь? Можно по-разному об этом рассуждать. Но, наверное, когда ребёнку предлагается возможность знакомства с компьютером, должен быть избран вектор, как ему общаться с этой машиной, в каких рамках, как он должен этим пользоваться. Когда родители используют компьютер, чтобы освободить своё время, разгрузить себя, а ребёнка делают заложником глобальных сетей, а потом хватаются за голову, что же случилось с ребёнком, ведь он был такой хороший! Как же теперь быть, ведь он постоянно в играх и компьютерных процессах? Ребёнок ни с кем не общается, разучился правильно говорить, озлоблен, реагирует на окружающий мир шаблонами, которые предлагаются виртуальным пространством; считая всё, что происходит в виртуальном пространстве, правдой, ребёнок пытается тоже сформировать в обычной жизни, беря там образцы для поведения. В данной ситуации это промах родителей: когда знакомили ребёнка с компьютером, не помогли вовремя сориентироваться. А потом ищут виновных. Сейчас, пока не поздно для тех, кто только начинает путь знакомства с компьютером, нужно пойти по пути осторожному, стараться отсевать шелуху от семян, которые могли бы действительно напитать ребёнка, но не засорить его мозг, душу, сердце. Относительно молодёжи, те же самые группы, сообщества, блогеры – среди них немало нравственных людей, которые могут использовать социальные сети, чтобы переориентировать людей, помочь выйти из компьютерной зависимости и научиться, использовать его для пользы и воспитания самого себя, улучшения окружающей среды обитания, тех людей, с которыми он общается. Наверное, надо эти усилия объединять, и у тех людей, которые могут владеть всем этим процессом или ориентировать новых пользователей сети к тому, чтобы они становились коллегами, соработниками не в разрушении человеческой жизни, а в созидании её.

Господь наделил человека разумом. Нужно просто использовать и интеллектуальные силы, и нравственные качества, чтобы данные дары ему развить, чтобы они приносили человеку пользу, а не уничтожили жизнь на земле.

— Спасибо. Следующий вопрос. В этом году Общественная палата Воронежской области традиционно примет участие в подготовке и проведении акции «Белый цветок» в Воронежской области. Как вы считаете, какие изменения, дополнения, нововведения можно привнести и какова роль Церкви в этом направлении?

— Начнём с роли Церкви. Этот проект и начинался церковной инициативой ещё в конце 1990-х годов-начале 2000-х. Это была приходская инициатива одного из храмов г. Воронежа. Затем по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, нынешнего главы Воронежской митрополии, эта акция приобрела широкомасштабный епархиальный характер. Впоследствии в неё влились общественные организации и частные инициативы. Главная цель и задача этого проекта – поддержание онкобольных детей, нуждающихся в материальной поддержке при лечении и профилактике болезни. На мой взгляд, эта инициатива себя успешно утвердила и укрепила как традицию благотворительности в Воронежской области, воспринятой от практики ещё царской семьи, потому что именно они были основоположниками этого движения – «Белый цветок» — в России. Сейчас, когда Воронежская митрополия вместе с Общественной палатой, женсоветом общества «Лидер», волонтёрскими молодёжными движениями, учебными заведениями области этот проект совместно реализуют, это очень хорошо. Всё то лучшее, что имеется в этом проекте, надо укреплять и развивать. Каждый год, когда приобретается какой-то новый опыт, реализуемый в проекте, нужно этими знаниями на практике дополнять, укреплять начатое дело, чтобы всё это имело жизненную силу. Но самое главное, это общее единение, понимание проблематики, которая нас всех делает неравнодушными людьми.

— Можно ли привлекать государственные структуры?

— Безусловно, государственные и частные предприятия проявляют инициативу. Всё это имеет право на существование. Потому что без государственных институтов, допустим, без Департамента образования и молодёжной политики, без вузов и школ, без Департаментов, занимающихся развитием бизнеса, объединить и умножить усилия невозможно. Каждому при составлении сценария проекта отводится определённая роль: изготовление цветов, их распространение – необходимы человеческие усилия, человеческий ресурс, время.

— Следующий вопрос. В этом году состоятся выборы в Государственную Думу. Какие пожелания у вас есть к депутатам? На что им стоит обратить внимание в первую очередь?

— Я бы хотел пожелать депутатам, которые будут избираться в Государственную Думу, не забывать свои избирательные округа. Получается так, что после избрания депутат бывает в своём избирательном округе и работает со своими избирателями «раз в год по обещанию». Либо у него не хватает какого-то административного или материального ресурса для того, чтобы помочь разрешить какие-то нужды, либо руки не доходят и ему недосуг: сидит он в столице и участвует там во всех заседаниях, тем самым себя позиционируя ответственным депутатом. Так быть не должно. Каждому  из нас Бог дал возможность ответственно и честно трудиться на своей земле и приносить пользу людям. Давайте мы эту возможность не будем упускать. И чтобы с нашими депутатами, которых мы избираем, особенно в сельской местности, была бы возможность пообщаться, донести до них нужды людей, чтобы они могли увидеть, как реализуются федеральные и региональные законы, насколько они жизнеспособны и применимы в обычной жизни, как воплощаются те или иные государственные программы, образовательные ли, воспитательные, сельскохозяйственные ли, какую пользу они приносят населению. Тогда действительно у нас будет здоровым общество, тогда действительно мы будем свидетельствовать, что живём в замечательной стране, в которой все вместе созидаем всё самое лучшее, что привносит в жизнь человека мир, радость и благодарность.­­­­­


Рассказать в соцсетях: